ВЫСТУПИЛИ НА СОВЕЩАНИИ:
Титов П.М.
Выступая с отчётом в Госдуме ФС РФ 12 мая 2021 г., Председатель Правительства России М. Мишустин подчеркнул, что бизнес должен работать по принципу “убери за собой”. Какие же технологии «уборки» используются сегодня в отношении водных ресурсов и какова роль государства в этом процессе? В соответствии с Паспортом приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» осуществляется модернизация существующих и строительство современных очистных сооружений со 100%-м их охватом автоматизированными системами, лабораториями по контролю за составом и объемом (или массой) сточных вод.
Таким образом, технологическим лейтмотивом регулирования экономической деятельности в отношении водных ресурсов является: для бизнеса – снижение антропогенных стоков; для государства – мониторинг и охрана (предотвращение загрязнения и истощения водных ресурсов).
Не отвергая того, что приоритетный проект финансируется государством, надо заметитьу, что такой тип государственного регулирования в сфере водных ресурсов с приоритетом наблюдательной и охранной функции идеологически является рудиментом изжившей себя пассивной промышленной политики «Государство – ночной сторож для рыночной самоорганизации». Все чаще внутренние ресурсы для самоочищения, изначально данные Природой воде, уже не справляются с проявлениями человеческой алчности и глупости. А Водный Кодекс России не формулируют в качестве приоритета использование технологий активизации собственных защитных сил воды.
Возникла необходимость проведения активной промышленной политики и в сфере водных ресурсов. В том числе путем создания специализированной отрасли – системы взаимосогласованных отношений в сфере обращения с водными ресурсами, включающей в себя научную, проектную, технологическую, промышленную и градостроительную политику, организационные подходы, источники и структуру распределения финансирования, методы международной кооперации и государственного управления водными ресурсами.
Бобровицкая Н.Н.
Тенденция ухудшения качества воды в условиях глобального повышения температуры воздуха и соответственно воды в перспективе усилится. Это уже привело к снижению рыбных запасов, деградации озер и водохранилищ, ухудшению качества жизни населения. Качество воды в реках и
водоемах постоянно ухудшается в особенности в водоемах и реках, в которых развиваются токсичные сине-зеленые водоросли.
Поэтому создание научно-исследовательских полигонов для регламентации применения технологий по всем видам экологической
реабилитации водных объектов имеет исключительно важное государственное значение.
Справка о Федеральном государственном бюджетном учреждении «Государственный гидрологический институт»:
ФГБУ «ГГИ» является головным по водным ресурсам в системе Росгидромета и одним из ведущих учреждений Российской Федерации, член
Всемирной Метеорологической организации (ВМО).
ФГБУ «ГГИ» был организован в 1919 г. За этот период ФГБУ «ГГИ» разработал приборы, оборудование, организовал сеть гидрологических постов на реках, озерах, водохранилищах и каналах, которая в РФ до перестройки насчитывала 4 500 постов. Были разработаны нормативные документы по обработке, сбору и передаче гидрологических данных в ФГБУ «ГГИ», ФГБУ «Гидрометцентр», ФГБУ «ВНИИГМИ» МЦД. Обеспечено гидрологическое сопровождение всех крупных проектов гидротехнического строительства, с 1970 г. также проектов мелиорации, включая обоснование проекта переброски воды сибирских рек в республики СССР, расположенные в Азии.
В настоящее время численность постов гидрологической сети снизилась до 3 000 постов, однако, сеть выполняет свои основные функции: обеспечивает население гидрологическими прогнозами об опасных гидрологических явлениях (высоких уровнях воды, засухах, изменениях гидрологического режима в условиях глобального изменения характеристик климата, качестве воды, ледовом режиме, и др.).
Данные наблюдений и гидрологических расчетов соответствуют требованиям ВМО, т. к. ФГБУ «ГГИ» являясь учреждением Росгидромета, кроме национальных стандартов использует и ее стандарты. Основой для обеспечения всех мероприятий по использованию водных ресурсов РФ являются данные гидрологической сети Росгидромета и нормативные документы ФГБУ «ГГИ», полученные при ведении государственного
гидрологического мониторинга, сопровождении гидротехнического строительства, мелиорации, планировании водозаборов и сбросов воды в реки и водоемы, строительстве городов, водоснабжении и др.
Алексеев И.В. Ассоциация «Социальное сотрудничество» совместно с общественной организацией «Зеленый Фронт» проводит непрерывный мониторинг экологических проблем и проектов на территории России. Особое внимание мы уделяем объектам, наносящим критический вред не только поверхностным водам и территориям, но и подземным «рекам», юридически отнесенным Водным Кодексом к категории «водный ресурс». В этом ряду – мониторинг работ и изысканий на полигоне токсичных отходов «Красный бор»
Ленинградской области.Результаты наших наблюдений за действиями Заказчиков и Исполнителей работ по проектам, связанным с воздействием на водные ресурсы можно выразить одной фразой: несовершенство нормативно-правовой базы, где приоритетным критерием выполнения работ является их стоимость, приводит к критическим последствиям для национальной безопасности. Для формирования приоритета «качество» в обращении с водными ресурсами, необходимо утвердить государственные технические регламенты по применению технологий экологической реабилитации водных ресурсов, а также ужесточить регламентацию применения технологий, влияющих на источники питьевого водоснабжения.
Лухтанов В. Т. 15-летний опыт работы ООО НПО
«Альгобиотехнологии» по биологической реабилитации водных ресурсов в России, позволяет сказать, что настало время масштабирования практических результатов применения технологий и методов реабилитации водных ресурсов.
Для этого на основе использования практического опыта, имеющегося у российских и зарубежных предприятий, научно-исследовательских организаций и государственных учреждений, необходимо инициировать разработку отраслевого справочника по наилучшим доступным технологиям реабилитации и сохранению водных ресурсов, включая охрану и мониторинг.
Каплин А.Е. Для биологической реабилитации водоемов предпочтительно использовать технологии активизации собственных защитных сил воды. Есть проблема: успешно применяемые природоподобные технологии, например, альголизация водоемов, требует 4-х летнего срока для
получения окончательного результата, что превышает трехлетний срок планирования, законодательно установленный бюджетными процедурами. Эта коллизия является запретительно нормой для заключения четырехлетних контрактов местными органами власти. Надо что-то менять: либо законы природы, либо принципы бюджетного планирования.
Рыбаков Д.В. Внедрение современных технологий реабилитации водоёмов сталкивается с известными проблемами обеспечения эффективного мониторинга водных объектов – малой доступностью для контроля всей акватории водоёма и к отдельным участкам в связи с их гидрологическими
особенностями, а также высокой трудоёмкостью работ, обусловленной необходимостью применения специальных плавсредств. Также очевидны затруднения при работе в сумерки и ночное время. В итоге существуют риски искажения фактических данных пробоотбора по времени и месту, что влияет на достоверность результатов исследований. Тамбовским государственным университетом при поддержке Минобрнауки РФ разработаны автономные роботизированные системы беспилотного авиационного мониторинга объектов, которые могут устанавливаться на маломерные суда, включая безэкипажные, как, например, «Пионер-М», разрабатываемый СПбПУ им. Петра Великого».
Система позволяет в автономном, полностью автоматическом режиме обеспечить регулярный и оперативный мониторинг акваторий рек и водоемов.
Карлос Чандуви. Предлагаемый отраслевой подход к решению мировой проблемы пресной воды является перспективным и плодотворным решением в направлении достижения цели № 6: “Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех”,
сформулированных ООН в перечне 17-ти целей устойчивого развития до 2030 года.
Так как водные ресурсы являются важнейшим фактором, определяющим развитие земледелия и лесного хозяйства, работа по биологической
реабилитации внутренних водоёмов будет способствовать реализации Цели №15: «Защита и восстановление экосистем суши и содействие их
рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия».
Международное сотрудничество необходимо организовывать в рамках реализации Цели №17: «Укрепление средств осуществления и активизация
работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого
развития».
Чаплыгин В.И. В последние годы токсичные водоросли стали настоящей проблемой для курортов всего Карибского побережья и озёр Сальвадора, Гватемалы, Мексики. Цветение токсичных водорослей чаще всего происходит в теплое время года и представляет серьезную опасность для
здоровья, как для людей, так и для домашних питомцев. Необходим поиск решений для принятия мер по оздоровлению водных акваторий
латиноамериканского континента. Разработки российский учёных могут внести существенный вклад в решение этой проблемы.
Степанищев В.В. Создание на водных объектах материка полигонов по реабилитации и сохранению водных ресурсов, включая создание системы их охраны от загрязнения и истощения, может быть весьма плодотворным направлением сотрудничества России и Латинской Америки.
Во внедрении преподобных технологиях для реабилитации водных ресурсов заинтересованы агентства ООН, такие как UNECE – дочернее
подразделение Совета ООН по экономическим и социальным вопросам, UNEP или ЮНЕП - программа ООН по окружающей среде, ЮНЕСКО
специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры, ЮНИДО - ООН по промышленному развитию. Предлагаю
обратиться в перечисленные организации за поддержкой и привлечению к участию в конференции на базе Политехнического университета, проведение которой наметить на октябрь 2021 г.
РЕШИЛИ:
Формализовать инициативу по созданию отрасли по реабилитации и сохранению водных ресурсов. С этой целью:
1. Организовать инициативную рабочую группу по созданию отрасли по реабилитации и сохранению водных ресурсов.
Отв.: Алексеев И.В. Титов П.М.
Срок: 19.08.2021
2. Подготовить концепцию отрасли реабилитации и сохранению водных ресурсов и план первоначальных необходимых действий (дорожную
карту). Направить проекты документов на согласование членам инициативной рабочей группы.
Отв.: Титов П.М.. Алексеев И.В., Каплин А.Е.
Срок: 30.08.2021
3. Провести международную конференцию по созданию международной программы реабилитации и сохранению водных ресурсов с
приглашением заинтересованных научных и правительственных организаций стран Латинской Америки, и агентств ООН: UNECE – дочернее подразделение Совета ООН по экономическим и социальным вопросам, UNEP или ЮНЕП - программа ООН по окружающей среде, ЮНЕСКО специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры, ЮНИДО - ООН по промышленному развитию. Место проведения - ФГАОУ ВО СанктПетербургский политехнический университет Петра Великого.
Отв.: Чусов А.Н., Степанищев В.В., Титов П.М., Алексеев И.В.,
Виноградов С.А., Быков В.И. Срок: Октябрь 2021.
4. Предложить ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого совместно с ФГБУ «ГГИ», обратиться в
Минобрнауки России с инициативой провести НИОКР путем создания сети полигонов, целью которых станет регламентация порядка применения существующих и перспективных природоподобных технологий реабилитации и сохранению водных ресурсов в различных климатических зонах России и мира.
Результаты предлагаемого НИОКР:
Формирование научной базы для отраслевого справочника по наилучшим доступным технологиям по реабилитации и сохранению водных
ресурсов.
Утвержденная международная методика верификации замещающих (компенсирующих) мероприятий, реализуемых российскими предприятиями - эмитентами СО2 на собственных водных объектах (оборотного водоснабжения, водоёмах ГЭС) или на водоёмах ФАВР, как основание для получения зелёного финансирования, в том числе и по доказанным мероприятиям по компенсации т.н. углеродного следа.
Соисполнители НИОКР и заинтересованные стороны:
ФГБУ «ГГИ»: проведение тестирования известных методик реабилитации водных ресурсов, проведение исследований на водных
объектах и предоставление материалов;
институты РАН, другие ВУЗы, и отраслевые НИИ – по согласованию и необходимости;
индустриальные партнеры:
хозяйствующие субъекты: электро- и теплогенерирующие компании энергетики, ГК «Росатом», ПАО «РусГидро», металлургические, химические и нефтехимические предприятия;
ФОИВ: в связи с высокой государственной значимостью получаемых РИД (в том числе выработанных регламентов по использованию технологий реабилитации, сохранению (в т.ч. предотвращения загрязнения и истощения водных ресурсов), а также в связи со стратегическим значением водных ресурсов для национальной безопасности обратиться в федеральное агентство водных ресурсов, как к потенциальному государственному заказчику;
потенциальные международные партнеры: Агентства и программы ООН, в том числе ЮНИДО, ЮНЕСКО, UNECE, UNEP (по согласованию), ряд
стран Латинской Америки.
Отв.: Чусов А.Н., Политаева Н.А., Степанищев В.В. (в части международного партнерства)
Срок: сентябрь 2021, по готовности.
5. Обратиться в Минпромторг России с инициативой создания рабочей группы Ростандарта по формированию отраслевого справочника НДТ
по технологиям реабилитации и сохранения водных ресурсов. (Как первый шаг - предложить включить в резолюцию заседания Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса инициативу по созданию такого справочника для НДТ).
Отв.: Титов П.М., Лухтанов В.М,
Срок: 28.08.2021